TY - JOUR TI - Законодательная деятельность в сфере образования в дореволюционной России 

(Вступительное слово Р.Ф. Усачёвой)

T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - история образования KW - Российская империя KW - законодательные акты KW - законодательная инициатива KW - Государственный совет KW - Комитет министров KW - Совет министров KW - всеобщее начальное обучение KW - уставы университетов AB - Днепров Эдуард Дмитриевич (1936-2015) — академик Российской академии образования, ординарный профессор НИУ ВШЭ. В 1990-1992 гг.— первый и единственный избранный министр образования России, идеолог и организатор образовательной реформы 1992 г., автор принятого в том же году Закона РФ «Об образовании».Понятие закона имело различные трактовки в дореволюционной теории государства и права. Единственным объединяющим принципом был факт санкционирования той или иной правовой нормы монархом, так называемого высочайшего утверждения, в письменной или устной форме. То есть не право определяло закон, а политическая воля, которая формировала и само право, исходя из политической и социальноэкономической конъюнктуры. В законодательных актах воплощалась образовательная политика на разных этапах истории страны, в законотворчество были вовлечены высшие государственные учреждения. Сложившиеся в начале XIX в. главные формы государственного законодательства Российской империи, в том числе и в области образования,— манифест, указ, повеление, мнение Государственного совета, положение Комитета министров, «всеподданнейший доклад» министра, рескрипт, закон — просуществовали без существенных изменений до 1917 г. Подробно анализируется деятельность высших государственных учреждений (Государственный совет, Комитет министров, Совет министров, Государственная дума), в материалах которых содержатся данные как о собственно законодательстве, так и о многочисленных административных распоряжениях в области образования, которые отражают замысел, цели, идеологию, средства осуществления преобразований, предлагаемых теми или иными законодательными актами. Представлены динамика рассмотрения вопросов образования в высших органах власти, порядок опубликования и кодификации законодательных актов. AU - Э. Д. Днепров UR - https://archive_vo.hse.ru/2015--2/152236630.html PY - 2015 SP - 241-278 VL -